ПОСЕЩЕНИЕ КЛАДБИЩ ЖЕНЩИНАМИ
.
ВОПРОС:
Можно ли женщинам посещать кладбище?
.
ОТВЕТ:
.
Имам Зайну д-Дин аль-Малибари с своей книге «Фатх аль-Му’ин» пишет:
.
ويندب زيارة قبور لرجل لا أنثى فتكره لها. نعم يسن لها زيارة قبر النبي صلى الله عليه وسلم. قال بعضهم: وكذا سائر الانياء والعلماء والأولياء.
.
«Мужчинам желательно посещать кладбище, но не женщинам. Им это нежелательно (карахат). Однако женщинам желательно посетить могилу Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Некоторые ученые как имамы Ибн Руф’а, аль-Камули и другие посчитали, что также желательно им посещать могилы остальных пророков, ученых и авлия (любимцев Аллаха)» См.: Фатх аль-Му’ин, с. 228
.
Имам ад-Димяти в своей книге «И'анат ат-талибин» пишет следующее:
.
وفي تحفة ما نصه: قال الاذرعي إن صح اي ما قاله بعضهم فأقاربها أولى بالصلة من الصالحين. وظاهره انه لا يرتضيه. ولكن ارتضاه غير واحد بل جزموا به.
.
«В книге “Тухфат аль-Мухтадж” написано следующее: “Сказал аль-Азра'и: “Если слова этой группы учёных являются правильными, то покойные родственники более достойны посещения из-за родственных уз, чем праведники”. По словам имама аль-Азра'и очевидно, что он не согласен с мнением этой группы ученых. Тем не менее, с этим решением согласились многие богословы, и даже утверждали это» См.: «И'анат ат-талибин», т. 2 с.162.
.
Имам Сулейман аль-Буджайрими в своих субкомментариях «Хашия аль-Буджайрими 'аля шарх манхадж ат-туллаб» пишет следующее:
.
(ولغيره مكروهة) وقيل حرام لخبر: "لعن الله زوارات القبور" وحمل على ما اذا كانت زيارتهن للتعديد والبكاء والنوح على ما جرت به عادتهن أو كان فيها خروج محرم وقيل تباح اذا امن من الافتتان.
.
«Посещение кладбищ является нежелательным для всех, кроме мужчин. Есть мнение, что это запрещено в силу хадиса “Проклял Аллах женщин, посещающих кладбища”. Но этот хадис касается тех женщин, которые посещают кладбища для причитаний, плача и воплей на могилах что характерно для женщин. Также этот хадис касается тех женщин, которым ходить туда было запрещено изначально (как если бы кладбище было за городом). Некоторые ученые разрешили женщинам ходить на кладбище при условии, что это не приведёт к искушению».
Также он пишет:
.
والاوجه عدم إلحاق قبر أبويها وإخوتها وبقية أقاربها بذلك اخذا من العلة وان بحث ابن شهبة الالحاق... ومحل عدم الالحاق ما لم يكونوا علماء أو أولياء.
.
«Согласно более верному мнению, могилы ее родителей, братьев и остальных родственников не относятся к числу тех, кого желательно ей посещать по той же причине (неспособность контролировать эмоции, плач, рыдания и т.д.), несмотря на то что имам ибн Шухба посчитал не разделял это мнение. Нежелательность ею посещения могил своих родственников уместна если только они не ученые, праведники или авлия (любимцы Аллаха)» См.: «Хашия аль-Буджайрими 'аля шарх манхадж ат-туллаб», т. 1, с. 645.
.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
.
• Женщинам посещать кладбище, согласно более верному мнению, является нежелательным, за исключением кладбищ, где похоронены пророки, ученые, авлия (любимцы Аллаха), посещение которых считается для женщин желательным.
.
• Вся эта полемика (хиляф) касается посещений кладбищ в пределах города, но не вне его, потому что отправляться за город без сопровождения махрама¹ или мужа является запретным.
____________________
.
¹ Ма́храм — в исламском праве: близкий родственник, за которого женщина не имеет права выходить замуж по причине их родства, но с которым имеет право оставаться наедине и отправляться в путешествие.
© Отдел фетв Муфтията РД